Новость дня


Сергей Крапивин, военное информационное агентство "Ваяр" — специально для TUT.BY

17 декабря - День белорусского кино. Традиционно к дате киноведы вспоминают тот факт, что в декабре 1926 года в Минске в кинотеатре "Культура" на улице Володарского состоялась премьера первого белорусского художественного фильма "Лесная быль" (режиссер Юрий Тарич, сценарист Михась Чарот). Но мало кто из наших современников видел этот фильм целиком…



Лес как таковой в кинокартине "Лесная быль" показан лишь эпизодически - в виде живописных опушек, с которых нападают красные партизаны. А требовал этот крепкий боевик названия примерно такого: "ЛИКВИДАЦИЯ. Польский полковник и агенты Коминтерна в усадьбе под Минском".

Рассказано в картине вот о чем. Год 1920-й, Беларусь оккупирована польскими войсками. В свою роскошную усадьбу (съемки фильма проводились летом 1926-го в широко известных Прилуках под Минском - тогдашнем спецобъекте ГПУ и ЦК компартии) возвращаются спесивый пан Драбский и его порочная дочка Ванда, а также мерзкий ксендз Жабинский, подлый панский объездчик Казюк и хитрая экономка без имени.

Здесь и далее кадры из фильма "Лесная быль": дворец в Прилуках

Там же появляется отвратительный полковник Ястржембский со своей зондеркомандой.


Пока оккупанты пьянствуют


и бесчинствуют,


вокруг них плетутся нити заговора красных.


В сложные ситуации попадают большевик-подпольщик Степан и его верный помощник пастух Гришка. Перестрелки-погони, засады-захваты. Хорошенькой служанке Гельке - возлюбленной Гришки - удается выкрасть польские секретные документы…



Не будем сегодня спорить о том, насколько глубоко в кинокартине проработана сюжетная линия "Гелька - Гришка". Нас более занимает ключевой военно-оперативный момент: некто в кадре, очень похожий на Пилсудского, гневно ломает карандаш над топографической картой, на которую нанесен Минск. А перед этим подчиненный ему штабной офицер получает донесение (надпись в титрах немого фильма): "Господин полковник! Красные прорвали фронт".

Тонкий режиссерский ход: штабные карты на столе "Пилсудского" чередуются с игральными

Советские военные историки описывали события следующим образом. 7 июля 1920 года на минском направлении перешла в наступление 16-я армия красных, которой командовал военспец Николай Соллогуб-Довойно (бывший полковник старой армии, происходил из дворян Минской губернии). При форсировании Березины отличился 150-й полк 17-й стрелковой дивизии.

Под огнем артиллерии и пулеметов противника красные переправились на западный берег и после упорного боя овладели городом Ново-Борисов. Польские части начали отступать.

Контратака поляков

Преследуя отходящего противника, 17-я и 27-я стрелковые дивизии устремились к Минску.

Конная разведка красных в деревне под Минском

Чтобы замедлить продвижение Красной Армии, польское командование дало приказ своим войскам поджигать леса, взрывать мосты, разрушать железные дороги. В Минске начались тотальные реквизиции, переходящие в грабежи и погромы.

Грабежи перед отступлением

Город был опоясан полукольцом окопов с проволочными заграждениями. Фланги их упирались на севере в труднопроходимое болото, на юге - в реку Свислочь. Однако передовые части 17-й и 27-й дивизий красных прорвали укрепления в районе деревень Уручье и Озерище.

Разведка красных входит в Минск. Слева вдали - Свято-Духовский собор

Регулярным частям Красной Армии в пригородах помогали партизаны, а в Минске в это время подпольщики инициировали вооруженное восстание.



Сцены уличных боев в Минске в июле 1920 года представляют, на наш взгляд, самую примечательную часть фильма "Лесная быль". Для экранного произведения были старательно реконструированы действия регулярных войск и цивильных комбатантов. Тогдашнее общество было весьма заинтересовано в этой картине. У столичных зрителей она вызывала особое любопытство, ибо съемки происходили в тех же точках города спустя всего шесть лет после реальных боев - памятных многим минчанам. Город оставался практически прежним, и декораторам понадобилось лишь сменить советские вывески. В киноленте показаны панорамы белорусской столицы двадцатых годов, центральные улицы, приметные здания (некоторые из тех построек сохранились поныне).

Далее предлагаем читателям TUT.BY ознакомиться с четырехминутным фрагментом "Лесной были", в котором показаны уличные бои в Минске. Торрент для скачивания фильма целиком находится на rutracker.org. 

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Открыть/cкачать видео

При просмотре приведенного выше кинофрагмента легко догадаться, что, например, колонна польской пехоты движется на отрезке современного проспекта Независимости между Дворцом профсоюзов и цирком. Здание справа сохранилось, в нем долгое время размещался музей Белорусского военного округа:



А вот встречный бой напротив Александровского (Центрального) сквера - на современной Октябрьской площади. Польские пехотинцы подстрелили красного кавалериста:



Пальба из окон гостиницы "Гарни". (Не путать с новосозданной "Гарни" - бывших меблированных комнатах Сутина на улице Преображенской. Та, первая, "Гарни" находилась на месте гастронома "под часами", напротив здания КГБ на проспекте Независимости). Выскажем предположение, что в стреляющей массовке могли участвовать политэмигранты из Западной Белоруссии, которыми в 1920-е годы была населена гостиница. Просто достали из-под матрасов припрятанные стволы:



А вот эту гостиницу нам определить не удалось:





Какие у читателей TUT.BY есть соображения по поводу этих и других кинокадров? Просим высказаться.

И наконец - вступление в Минск основных сил Красной Армии:



Красноармейцы каких частей и соединений участвовали в съемках массовых батальных сцен?

Вспомним, что в декабре 1921 года в Минск была передислоцирована знаменитая 7-я Самарская кавалерийская дивизия. И совсем не между прочим укажем, что с конца мая 1923 года 39-м полком, входившим в состав этой дивизии, командовал Георгий Жуков. В 1924 году будущий маршал был направлен учиться в Высшую кавалерийскую школу, а с 1926 года пять лет преподавал военное дело в Белорусском государственном университете.

Мог ли иметь отношение к организации киносъемок легендарный красный кавалерист Г.Д. Гай (Гайк Бжишкян), который во время советско-польской войны командовал 3-м кавалерийским корпусом, а в 1924–1925 годах был начальником гарнизона Минска? Тоже вопрос по существу. Биографы, впрочем, сообщают, что в 1926 году Гай продолжал учебу в Военной академии имени М.В. Фрунзе…

В любом случае мы видим на экране маневренные действия реальных подразделений РККА тех лет. Фактура весьма любопытна для любителей истории тактики сухопутных войск!

Вспомним, что в июне 1925 года вышел в свет Временный полевой устав РККА, часть II (дивизия — корпус). А еще ранее, в марте 1924 года, был утвержден Временный боевой устав конницы РККА. В новых наставлениях по оперативно-тактическому искусству подчеркивалось: во всех случаях, когда местность представляет непреодолимые преграды для конных атак, конница обязана "искать решение своей задачи в активных действиях пешком всеми наличными силами". То есть нельзя мчаться лавой по улицам городов с этажностью зданий 2–3 и выше (спустя десятилетия это же скажут и применительно к танковым войскам).

И как раз фильм "Лесная быль" показал специфику кавалерийских атак в городах… В социалистическом Минске 7-я Самарская дивизия отсматривала новую кинокартину поэскадронно и поротно. Наглядно учились, как надо и как не надо воевать.

В 1934 году так будут смотреть "Чапаева".
{banner_819}{banner_825}
-18%
-10%
-10%
-25%
-20%
-40%
-20%
-35%
-15%